Проблема повышения качества образования уже на протяжении длительного времени остаётся актуальной и решается в самых разнообразных направлениях. Одним из них является создание комфортного школьного климата, который важен и для родителей, и для педагогов, и для детей, поскольку собирает воедино всю систему школьного образования. Он позволяет педагогам - раскрыть себя, повысить качество работы, избежать профессионального выгорания, детям - получить доступ к качественному образованию в соответствии с их потребностями и интересами, родителям – обрести уверенность в том, что их ребёнок учится в удобных и безопасных условиях, имеет возможность развиваться в соответствии с его возможностями.
В проекте «Школа Минпросвещения России», реализуемом федеральным
министерством с 2022 года, школьный климат определяется как один из компонентов идеальной модели школы будущего, что повышает актуальность систематической работы каждой школы по его совершенствованию.
В этом году многие школы Алтайского края проводят стажерские площадки, на которых представляют успешные практики создания мотивирующей образовательной среды.
30 октября 2024 года администрация школы и педагог-психолог приняли участие в стратегической сессии «Строим школу Минпросвещения России: успешные практики», которая проходила на базе школы № 126 г.Барнаула , которая является одной из лучших школ края. Опыт пилотных школ, представленный на сессии стал для нас большим подспорьем при проведении мониторинга при самодиагностике. Сегодня мы представляем отчет по специальному условию «школьный климат».
Школьный климат относится к тем педагогическим образованиям, которые имеют сложную структуру, формируются достаточно долго и не возникают
сами по себе в результате самоорганизации. Для его полноценного развития
необходимы комплексные и целенаправленные усилия.
Так как создать идеальный школьный климат?
Школа - это не только место получения знаний, но и социальная среда, в которой формирующийся человек проводит значительную часть своей жизни. Это среда наполнена отношениями учителей с обучающимися, детей друг с другом; в ней разворачиваются процессы изучения точных наук и гуманитарных предметов; здесь возникают симпатии и антипатии; здесь находят друзей и влюбляются, словом, здесь происходят события. А что такое событие для личности? Это встреча с другой личностью! Школа – это место встречи с личностью учителя и друга. А самое главное - это место встречи с самим собой!
Народная мудрость гласит «Встречают по одёжке…» Первое впечатление о школе складывается по её внешнему виду. Внешний вид школы –очень важен. И здесь не должно быть мелочей! Начиная от ворот нашей школы, попадаешь в атмосферу уюта.
Первая встреча со школой происходит здесь – на нашей центральной площадке, на торжественной линейке, посвященной Дню Знаний. В этот момент для каждого школьника начинается его путь к успеху. И вот уже на протяжении семидесяти лет для нашей школы главное – создание оптимальных условий, обеспечивающих каждому обучающемуся доступное качественное образование, развитие ценностных ориентаций, формирование ведущих компетенций и успешную социализацию.
Школа работает в режиме «полного дня», начиная с 07.30 и заканчивая в 18.00. С утра до вечера слышны голоса детей, которые после окончания уроков вновь бегут на внеурочные занятия.
По результатам самодиагностики, проводимой по ключевому условию «школьный климат», наша образовательная организация набрала 8 баллов базового уровня. Самое сложное- после самодиагностики проанализировать свой результат, определить, почему тот или иной показатель западает и что за этим показателем стоит.
Основным показателем данного ключевого условия является наличие в общеобразовательной организации педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, логопеда, то есть наличие в школе психолого-педагогического социального центра.
В результате сокращения штатной единицы в дошкольной группе, наличия у педагога квалификации «педагог-психолог» в штатное расписание школы была введена штатная единица «педагог-психолог» в размере 0,25 ставки. Конечно, это мало, но позволяет нам решить ряд проблем. Так, планомерно проводятся исследования межличностных взаимоотношений в классе, изучение уровня учебной мотивации, определение уровня тревожности, профессиональное самоопределение обучающихся старших классов, коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ и, для разрешения проблемных ситуаций, консультирование родителей (законных представителей). К сожалению, в школе нет свободного помещения для организации кабинета педагога-психолога, поэтому занятия проводятся в учебных классах, что вносит определенные трудности.
Трудности в работу с детьми с девиантным поведением, с ОВЗ, которых становится все больше, в школе вносит отсутствие в школе социального педагога, дефектолога, логопеда. Но мы находим пути решения данной проблемы путем сотрудничества со специалистами Комплексного центра с.Мамонтово. В Программе развития школы на 2025-2030 год одним из путей разрешения проблемы обозначено заключение договора о сотрудничестве с МБОУ «Мамонтовская СОШ» о сетевом взаимодействии.
Тенденцией времени является задержка речевого развития детей, неправильное звукопроизношение. Одним из путей решения этой проблемы видим в организации занятий по логопедии путем включения во внеурочную деятельность. Среди штатных сотрудников педагог с необходимым образованием имеется.
Среда, в которой учатся дети, играет решающую роль в их развитии-об этом говорит современная наука об образовании.
Благоприятный школьный климат-то есть чувство безопасности и принадлежности к сообществу, уважительные и доверительные отношения между детьми и взрослыми-не только напрямую влияет на мотивацию, вовлеченность, эмоциональное и социальное благополучие детей. Он еще и улучшает академические результаты и делает учеников более устойчивыми к внешним вызовам.
В школе ведется профилактическая работа с подростками, склонными к правонарушениям. В школе работают Служба примирения, Совет по профилактике, Психолого-педагогический консилиум, реализуется Программа жизнестойкости.
Главной задачей Совета по профилактике является соблюдение и охрана прав несовершеннолетних обучающихся, организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений; координация усилий педагогического коллектива, общественных организаций.
Основными направлениями работы Совета по профилактике являются:
- Оказание помощи в социальных вопросах учащимся и их семьям.
- Своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации.
- Выявление, предупреждение и своевременное решение конфликтных ситуаций, возникающих в школе, в семье учащегося.
- Организация работы по профилактике и коррекции поведения учащихся
- Принятие мер воспитательного воздействия к ребёнку в случае пропусков уроков, неаттестации, совершении негативных поступков.
- Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами служб сопровождения, органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и т.п.
Совет по профилактике правонарушений взаимодействует со всеми учреждениями и организациями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних Мамонтовского района.
Школьная служба примирения МКОУ «Комсомольская СОШ» создана в 2020 году. Эта служба осуществляет работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. За время существования службы зарегистрировано 2 обращения.
Современный мир - это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.
Одним из показателей благоприятного школьного климата является отсутствие буллинга в школе и классных коллективах, низкая вероятность рискового поведения по результатам СПТ.
Большую роль в формировании школьного климата играют сложившиеся школьные традиции, которые объединяют учащихся, учителей и родителей. В школе создано единое воспитательное пространство, направленное на формирование высоконравственной, духовно-развитой, творческой, физически-здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне.
Особое внимание в воспитательной работе уделяется военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, формированию традиционных семейных ценностей.
Детей объединяют ВПК «Пламя», ШСК «Вымпел», «Юнармия», волонтерский отряд «Добротворцы».
Действующий в школе ВПК «Пламя» с 2020 года является официально членом Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России. Ежегодно в школе проводится Смотр строя и песни, объединяющий школы Корчинского образовательного округа. Члены клуба активно принимают участие в межрайонном Дне призывника, участвуют в федеральном проекте «Молодые патриоты - сила Сибири».
ШСК «Вымпел» создан в школе не так давно, но активно действует. Члены клуба участвуют в различных спортивных соревнованиях по легкой атлетике, лыжным гонкам, стрельбе.
В нашей школе активно развивается волонтёрский отряд «Добротворцы». Отряд принимает участие в различных акциях и мероприятиях. Ребята объединены общей целью — делать мир вокруг лучше и вдохновлять других на добрые дела.
Хочется отметить, что во все объединения вовлечены дети, которые находятся в трудных жизненных ситуациях, имеют проблемы в поведенческой сфере.
Комфортные условия для обучающихся представлены в виде следующих мер:
-охрана жизни детей и гарантия безопасности: безопасность в школе обеспечивает режим охраны, который обеспечивают сторожа и техперсонал школы, организовано ежедневное дежурство администрации и педагогов внутри школы, регулярно проводятся инструктажи, плановые учения по безопасности учащихся, педагогического коллектива и техперсонала (эвакуация обучающихся, правила поведения при чрезвычайных и экстремальных ситуациях). В целях антитеррористической защищенности в школе в 2024 году установлена звуковая система оповещения управления эвакуацией, установлен частично по периметру 3 D забор с воротами для въезда машин и калиткой.
-компенсаторно-нейтрализующие мероприятия: проведение динамических пауз, физкультминуток, подвижных игр на перемене, психологических игр, позволяющих снять груз психоэмоциональных напряжений. В рамках внеурочной деятельности введен курс «Тропинка к своему «Я», ежегодно педагоги и учащиеся школы участвуют в Неделе психологии «Уроки маленького принца», представляют свои наработки на муниципальном и краевом уровнях.
-стимулирующие: организация Дней здоровья, экскурсий, курсов внеурочной деятельности.
- просветительские мероприятия: классные часы, общешкольные линейки, уроки безопасности проходят с привлечением сотрудников МЧС, которые знакомят детей с правилами поведения при пожаре и других техногенных катастрофах.
Важной составляющей школьного климата является педагогический коллектив. Учитель-особая профессия и очень важно профессиональное здоровье.
Коллективные выезды на мероприятия в районный дом культуры, совместные походы с детьми, участие педагогов в различных мероприятиях способствуют профилактике профессионального выгорания.
Таким образом, идеальный школьный климат -это когда:
Каждый ребёнок раскрывает свои потенциальные способности, он принят со своими мыслями и переживаниями, чувствует свою значимость и найдёт своё призвание в жизни.
Ребёнку психологически комфортно, его учат жизнестойкости, умению общаться, взаимодействовать с другими.
Педагогу профессионально комфортно и личностно значимо развивать детей,
для него это очень важно.
Родителю спокойно за своего ребёнка, он чувствует себя частичкой одной команды «педагог-ребёнок -родитель».
Идеальная школа создана для детей! Поэтому нам, взрослым, надо иногда
смотреть глазами детей на происходящие процессы в школе и прислушиваться к мнению обучающихся. Тогда школьный климат будет психологически безопасным для всех участников образовательных отношений.